ПЕТРЯЕВ С.Ю., “Троллинг”: от забавы до информационной войны

УДК 32.019.51

ПЕТРЯЕВ С.Ю.,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой
информационного права и права интеллектуальной собственности
факультета социологии и права НТУУ “КПИ”
 
 
Аннотация. “Троллинг” – социальный и психологический феномен Интернет-пространства. Тенденции его развития и трансформации. Цель этого явления – формирование конфликта между пользователями Интернета, путем провокационных действий подстрекательства, сарказма, юмора. Использование данного феномена для ведения пропаганды и контрпропаганды в информационных войнах для формирования и изменения сознания и точек зрения на экономические и политические отношения. В статье дано определение троллинга, как активного элемента пропаганды и контрпропаганды, обозначены его закономерности, принципы и методы, как элемента современной информационной войны.
Ключевые слова: информационная война, троллинг, Интернет-провокация, формирование массового сознания, экономическая и политическая пропаганда.
Анотація. “Тролінг” – соціальний і психологічний феномен Інтернет-простору. Тенденції його розвитку і трансформації. Мета цього явища – формування конфлікту між користувачами Інтернету, шляхом провокаційних дій підбурювання, сарказму, гумору. Використання даного феномена для ведення пропаганди і контрпропаганди в інформаційних війнах для формування та зміни свідомості і точок зору на економічні та політичні відносини. У статті дано окрему визначення тролінгу, як активному елементу пропаганди і контрпропаганди, позначені його закономірності, принципи і методи, як елемента сучасної інформаційної війни.
Ключові слова: інформаційна війна, тролінг, Інтернет-провокація, формування масової свідомості, економічна та політична пропаганда.
Summary.“Trolling” – social and psychological phenomenon of Internet-space. Development trends and transformation. The purpose of this phenomenon – the formation of conflict between users of the Internet, by means of provocative actions of incitement, sarcasm, humor. The use of this phenomenon is to conduct propaganda and counter-propaganda in the informational war for the formation and change of consciousness and points of view on the economic and political relations. The article gives explanation of trolling as the active element of propaganda and counter-propaganda, marked its laws, principles and methods, as an element of modern information warfare.
Keywords: information warfare, trolling, Internet-provocation, the formation of mass consciousness, economic and political propaganda.
 
 
       Постановка проблемы. “Если страну трудно разрушить реально, это можно сделать виртуально” [1]. Это изящное пояснение не следует понимать буквально, хотя ради правды, оно заслуживает самого серьезного внимания.
        Сегодня виртуальное пространство стало полем битвы не только отдельных умов, но и за массовое сознание людей. Одним из инструментов такой битвы стал “троллинг” – Интернет-провокация. Рожденный в условиях виртуального общения, троллинг не производное Интернет-дискуссии, а всего лишь перенос сарказма над оппонентом из реального мира в виртуальный. Разница состоит лишь в размере аудитории, реагирующей на провокационные посылы тролля.
 
 

Видання НДІІП

Вибрані видання